Русский > Актуальное > Публикация

Слово Патриарха Илии о том, как Иисус омывает ноги апостолам

Дата публікации:   2019-04-25
Автор:   ВВП

 

Слово Патриарха Илии о том, как Иисус омывает ноги апостолам

 

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: „Где велишь нам  приготовить Тебе Пасху?” Он сказал: Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он сел за стол вместе с двенадцатью учениками» (Мф. 26,17-20).

 

 Духовно войдем в горницу, где собраны апостолы вместе с Иисусом. Пасхальные праздники связаны с обрядом жертвоприношения агнца и с пасхальной вечерей. Они должны напоминать выход израильского народа из египетского рабства. Иисус пришел, чтобы освободить человечество из рабства греха и дьявола. Он достоин того, чтобы мы Ему служили и Его любили! Но чтобы мы смогли жить для Христа, любить Его, быть готовыми Ему подражать и умереть за Него, мы должны иметь глубокий фундамент веры. Как говорит Иисус, надо зайти на глубину. А теперь мы хотим посмотреть, какова глубина Божьей любви, которую Иисус открывает вечером перед Своей смертью в узком кругу апостолов. Один из них, как репортаж, записал нам эти внутренние разговоры. В словах Иисуса – такая глубина, что о них можем размышлять всю жизнь, возвращаться к ним, а Святой Дух может вводить нас все глубже и глубже в эти таинства.

 

Прочитаем из Священного Писания, что произошло вечером перед смертью Иисуса в горнице: что говорил Иисус и о чем спрашивали апостолы. Пускай бы мы почувствовали эту атмосферу Иисусовой любви, того, что Он говорил и делал! 13 глава Евангелия от Иоанна начинается словами: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти из мира сего к Отцу…». Да, Иисус знал об этом, знал, что Его ждет мучительная смерть и что за несколько минут наступит час тьмы, и Он будет предан, связан и отдан в руки врагов, за которыми стоит дух тьмы. Именно он инициировал страдания и смерть Иисуса посредством конкретных людей, которые тогда имели власть. «Иисус знал, что пришел Его час». Апостолы этого не знали. Если бы и мы знали, когда придет наш час, и когда мы будем вынуждены отойти из этого мира!

 

Далее апостол Иоанн говорит: «Возлюбив своих, сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13,1). Принадлежим ли мы Иисусу, хотя и должны жить в мире? Апостол Иоанн продолжает свое свидетельство: «И во время вечери дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его». Это произошло на вечери в присутствии Иисуса. Иисус проявляет наибольшую любовь – и все же там действует дьявол. На Тайной вечере были не только 12 апостолов и Иисус, но там также присутствовал и действовал дьявол. Это странно, но это реальность. Что делал дьявол? – Вложил в сердце одного из апостолов предательство Христа. Дьявол умеет вкладывать в сердце каждого человека побуждение к предательству Бога, к предательству Христа. Поэтому мы должны каяться, как апостол Петр. Он еще в ту же ночь отрекся Иисуса, но потом искренне каялся – до конца своей жизни.

 

Что было после того, как дьявол вложил предательство в сердце Иуды? «Иисус, зная, что Отец все отдал Ему в руки, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял верхнюю одежду, и взяв полотенце, перепоясался. Потом влил воды в умывальницу…». А что было дальше? «И начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был перепоясан». Иисус умыл ноги Иуде, апостолу-предателю. Апостол Иоанн еще точно описывает все, что следовало. Он изображает нам реакцию Петра, когда Господь Иисус подошел к нему и начал омывать ему ноги. Петр сказал Ему: «Господи, Тебе ли омывать мои ноги?». Иисус ответил: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, но уразумеешь после». Петр сказал: «Не умоешь ног моих вовек!». Иисус ответил: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мной». Петр этого не понимал, но сдался, говоря Иисусу:«Хорошо, Господи, если уж так должно быть, то не только ноги, но и руки, и голову!». Иисус сказал ему в ответ: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все…». Иисус знал, кто предаст Его, а потому сказал: «Вы чисты, но не все».

 

Омовение ног – это была служба раба. Рабы обмывали ноги своим господам. А этот жест сделал Иисус. Несомненно, апостолы очень хорошо это запомнили. Чудеса из жизни Иисуса они запомнили лучше, чем Его слова. Но апостол Иоанн очень хорошо и с тонким чутьем записал и слова – весьма глубокие слова, которые Иисус сказал на этой последней вечери. Он записал их для нас в своем духовном репортаже, который является частью Евангелия. «Когда Иисус омыл им ноги и надел одежду свою, то вновь сел за стол и сказал им: Знаете ли, что Я сделал вам?». Видимо, они не знали, поэтому Иисус продолжал: «Вы называете меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я есмь». Слово «Я есмь» – это имя Божие. Когда ранее Иисус сказал его своим врагам: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8,58), они взяли камни, чтобы побить Его, потому что этим Иисус намекнул, что Он является Божьим Сыном, истинным Богом, а они на это реагировали так, что хотели убить Его, потому что не принимали свидетельство Иисуса, считая Его выступление и служение человечеству богохульством. Поэтому и приговорили Его к смерти через распятие. За этим также был дьявол, который вложил им это в сердце и омрачил Анну, Каиафа, Пилата и всех, которые затем участвовали в судебном преступлении и богоубийстве Божьего Сына.

 

Тогда Иисус сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Итак, мы должны омывать ноги друг другу. Сколько раз в жизни Иисус омывал ноги апостолам? Только раз. А что касается омовения ног, то и раб омывает господину ноги, но при этом может думать о своем. Это служение и этот жест сам по себе является покоряющим, но когда человек делает это регулярно, как, например, рабы, то считает это чем-то вполне нормальным. Но в горнице не шла речь об омовении ног как таковом. Иисус говорит об отношениях. А потом, сразу после того, как предатель Иуда отошел из горницы, Иисус начал говорить о новой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Иисус использовал слово «любовь» – «любить». Слово «агапе» в греческом языке выражает любовь к Богу. Это любовь, которая требует тотальности, о которой мы неохотно слушаем. Такая любовь означает полную отдачу Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22,37). Это тотальность – отдать все. Иисус отдал все за нас, Он стал человеком и умер на кресте, чтобы победить грех, победить дьявола и открыть нам путь к вечной славе. Он отдал все, а нам говорит: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Это и есть «агапе» – Божия любовь. Другой термин в греческом языке – это «филия». Он выражает любовь к семье, к родителям, к родственникам, к народу. А еще есть любовь телесная, которая называется «эрос».

 

Мы, славяне, для определения любви имеем одно слово, а это приводит к полному хаосу. Человек, который свидетельствует об Иисусе, должен постоянно говорить о любви, но что под этим термином представляют себе люди, которые ежедневно смотрят телевизор, слушают радио или разную музыку, где говорится только и только об эросе, и к тому же, о извращенном эросе? «Агапе» – это чистая любовь к Богу. «Агапас ме?» – спросил Иисус Петра, то есть: «Любишь ли ты Меня этой Божьей любовью?». Петр ответил: «Фило се», – то есть: «Я люблю Тебя той человеческой, братской любовью». А это в славянской терминологии, где имеется только один термин «любовь», мы неспособны различить. Но важно, чтобы мы не только различили, но и реализовали Божью любовь. Иисус сказал: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Апостолы знали, как Иисус любил. Он всегда давал им хороший пример. А через несколько часов после этих слов Он сделал величайший жест Своей любви: умер за них и за нас на кресте. Это вершина Божьей любви – не только то, что Он умер за нас, но и то, что страдал, дав нам пример для подражания. Что значит любить друг друга  – то «агапас»? Это не только вопрос чувств, но, прежде всего, свободы. Это означает, что после того, как мы узнали, что Иисус нас любит, что принес Себя за нас в жертву и отдал за нас жизнь, мы решаем, что хотим следовать за Ним, быть Ему благодарными, принять Его любовь и спасение, а также адекватно ответить на это – так, как Он, наш Господь и Бог, требует этого от нас в письме, которое дал нам через евангелистов  – а им является слово Божие.

 

Итак, «да любите друг друга». Мы действительно живем во времена антихриста, во времена, когда самыми благородными и прекрасными терминами, такими как «любовь» и «единство», прикрываются величайшие преступления, вопиющие к небу (например, ювенальная юстиция, т.н. насилие в семьях, гендерная идеология…). Надо иметь четкую терминологию: что чем является и кто кем является – кто есть Бог, а кто я; какое отношение я имею к Богу и Он ко мне; как я должен относиться к своим братьям, а потом и к другим своим ближним.

 

Священное Писание нам ясно говорит об отношении к ближнему: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Но эти слова Иисус говорит в узком кругу учеников. На другом месте Иисус говорит: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они, обратившись, не растерзали вас»(Мф. 7,6). Не следует искренне открываться перед людьми, которые имеют духа мира сего, являются подлыми, или даже служат дьяволу и лишились разума и совести. При встрече с ними необходимо быть осторожным, как змея, потому что встречаешься со змеями. Иначе существует угроза, что тебя «разорвут». Нельзя быть наивным.

 

Такой деморализации в отношениях, как теперь, еще не было в истории. Все пропитано духовным ядом. Произошел взрыв «ветхого человека» – залежи зла в нас – и это просочилось всюду. Бесовские системы сначала сексуализировали людей, а затем насаждали им оккультизм, то есть уважение к демонам. Тогда промывали им мозги самыми разнообразными психологическими и философскими методами, так что теперь они уже неспособны отличать добро от зла, правду ото лжи. А в такие времена мы живем. Поэтому нужно быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби (см. Мф. 10,16).

 

В горнице Иисус переживает последние минуты со своими апостолами. Там Он открывает им свое сердце и раскрывает глубокие тайны нашего спасения. И не только это; Он сделал и жест, когда умыл апостолам ноги. Любовь «агапе» связана с правдой, а правда – со смирением. Ибо логово зла в нас и духа лжи и смерти не победим своим умом, но только и только смирением.

 

Иисус ясно сказал: «Я дал вам пример» (Ин. 13,15). Но это не значит, что мы сразу должны идти покупать какие-то ведра и начинать омывать своим ближним ноги. Это был бы для них большой шок и они считали бы нас безумными. Этот жест сам по себе не является плохим, если делается в правильном духе. Но и это через некоторое время станет обыденным, если делается слишком часто, потому что ветхий человек (зло в нас) является большим комедиантом. Он умеет адаптироваться и злоупотреблять даже святыми цитатами и духовными опытами для своего обогащения.

 

Итак, в чем заключается смысл омовения ног? Что Иисус хотел нам этим сказать? Омывать ноги, в сущности, означает смириться, уметь смириться перед своим ближним. Но мы не хотим смириться даже перед Богом. Таков наш ветхий человек. А Иисус призывает нас смириться и перед человеком – но ради Бога, ради того, чтобы победить этого духа гордыни, который закрывает глаза нашему ближнему. Достаточно жеста. Этот жест – не обязательно омовение ног, но можно, скажем, пойти извиниться, например: «Прости, что я сказал резкое слово, мной завладели эмоции». Признаем свою вину, то, что мы были обмануты эмоциями, своей мнимой правдой. Но часто мы скажем какое-то слово, обидим ближнего и идем дальше. Но так нельзя! Стоп! Мы должны умыть ноги ближнему – извиниться.

 

На другом месте Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Но, Господи, что это за несправедливость? Брат имеет что-то против меня, а я даже не знаю, что, только вижу, что он ходит угрюмый, обиженный и даже не поздоровается. А что я ему сделал? Не знаю. А теперь я не могу приступить к Святому Причастию?! Он поверил какой-то лжи или клевете, а я должен идти и извиняться?! Ведь это он должен был извиниться передо мной!». Но все же Божье Слово говорит: «Ты иди примирись», – то есть невинная сторона, или будто бы невинная, должна сделать первый шаг. Это жест, шаг веры. Как выполнить то, к чему нас призывает Иисус? Как умыть ближнему ноги? Нужно закрыться в своей комнате, то есть задуматься, молиться Богу и просить света в этой ситуации. Тогда Господь даст нам некий свет, хотя, возможно, еще не точный. Но когда затем сделаем этот шаг, смиримся и пойдем примириться с ближним, то есть «умоем ему ноги», то вдруг ему откроются глаза. Это закон, который действует. Можем его проверить, он действует на 100%. Потом еще и мы получим свет и уясним себе: «Ведь и я был виноват, но не знал об этом. Я мог это предотвратить, чтобы тот брат не получил ранения, чтобы того или иного не случилось. Конечно, я не делал этого со злым умыслом, но поскольку я не совершенный и не святой, то делаю ошибки». А Бог принимает нас такими, какими мы есть, и поэтому говорит нам, что необходимо делать. Когда сделаем этот шаг веры, вдруг придет Божий свет – отношения проясняются, враги становятся друзьями…

 

Итак, омывать ноги мы должны и духовно, а это вопрос взаимного прощения. Оно требует самокритики, правды, смирения. Это является фундаментом, на основании которого мы даем возможность действовать  Богу, а также считаемся со своим ближним. А это и есть любовь, к которой нас призвал Иисус незадолго до Своей смерти.

 

Скачать: Слово Патриарха Илии о том, как Иисус омывает ноги апостолам