Русский > Актуальное > Публикация

Слово Патриарха Илии на праздник Христова Воскресения

Дата публікации:   2018-04-10
Автор:   ВВП

 

Слово Патриарха Илии на праздник Христова Воскресения

 

На Пасху мы вспоминаем величественное событие, что Христос воскрес из мертвых, и что вместе с Ним воскресли и мы. Божье слово гласит: «С Ним нас воскресил» (Еф. 2,6). Кто-то скажет: «Как я мог воскреснуть с Ним? Ведь я живу здесь и сейчас, а Христос воскрес 2000 лет назад. Кроме того, когда Христос умер в Иерусалиме, меня тогда там не было. Я не лежал мертвый с Ним во гробе, чтобы потом с Ним воскреснуть».

 

Нужно осознать реальность, что Христос воскрес. Он встал из мертвых! Христос умер, воскрес и вознесся на небо − все это произошло во времени. Но поскольку Он Бог, то одновременно находится и вне времени, над временем... Он тот самый вчера, сегодня и во веки. У Бога всегда есть «теперь». Когда человек умирает, также выходит из времени и входит в вечность. Там время для него уже не существует. Там есть только «теперь».

 

Затем надо осознать реальность нашей связи с Адамом. Адам согрешил, не послушал Бога, и так пришел в мир грех. Здесь существует реальность греха. Хочу этого или нет, но и меня затронул первородный грех. У всех нас одинаковая программа греха. Каждая человеческая душа, кроме Богородицы, заражена инфекцией первородного греха. Это таинство. Однако такова действительность. У всех нас одинаковая склонность к греху. Нас тянет к гневу, суете, самообману; грех ослепляет нас, так что мы находимся во тьме.

 

Можно было бы сказать: «Какое отношение я имею к какому-то Адаму, который когда-то давно согрешил?». Но как бы я не сердился на Адама, ничего не изменится. Во мне и в каждом из нас остается это печальное наследие... В нас запрограммирован грех. Мы не можем не грешить. Как только начинаем сами рассуждать умом, начинаем грешить − каждый ребенок, каждый человек. Это программа греха, которую мы унаследовали от Адама.

 

Бог создал Адама, поставил его перед испытанием, но он упал. Однако Бог послал человечеству Спасителя. «Счастливая вина, которая снискала нам такого Спасителя», как говорит св. Августин. Бог в своей любви становится человеком − в конкретное время. Мы точно знаем о рождении Иисуса, от него начинаем летоисчисление. Знаем и конкретные факты из Его жизни: осуждение, смерть. Это история. А историческим событием является и то, что Христос не только умер на кресте, но и воскрес... Конечно, это противоречит физическим законам. Это было вмешательство Божьего всемогущества, которое называется чудом. Видим так же чудеса вокруг нас − на каждом шагу. Достаточно только взглянуть на красоту и мудрость творения, на Вселенную, миллиарды звезд... Подумать о нашей Земле: как это, что Земля уже столько веков вращается вокруг своей оси!? Такая гигантская − и вращается! Почему скорость вращения не ускоряется? Как это, что она никуда не улетает? Кто ею движет? И она постоянно движется по точно определенному пути! Имеет вид шара, наклонена и вращается − вместе с морем и всем, что на ней... Это нечто чрезвычайное, непостижимое! А ведь наша Земля является лишь зернышком во Вселенной. Зернышком! Потому что существуют миллиарды других звезд гигантских размеров. Солнце в миллион триста тысяч раз больше, чем наша Земля, а есть звезды намного больше, целые галактики. И все они движутся и не сталкиваются! Какие точные и мудрые законы! Это макрокосмос. Но существует также микрокосмос. И там существует точный порядок. Когда человек осознает таинство обычной материи, а еще более таинство жизни, то видит, как это все прекрасно и мудро установлено и управляется. Тогда ясно видит, что это смешно утверждать, будто бы все возникло случайно и движется само по себе! Бог все создал, Он действовал своим творческим всемогуществом. Этим же творческим всемогуществом Он действовал и при воскресении.

 

Поэтому воскресение Христа является реальностью. Но как же я могу участвовать в воскресении Христа? Подобно, как в ситуации с Адамом. Это таинство, как я имею в себе наследие от него. Через прародителей и родителей я пришел в этот мир вместе с первородным грехом. Но Божию жизнь, новую жизнь воскресшего Христа, каждый получает непосредственно от Бога через веру. К этому относится: «Вы должны родиться свыше» − духовно. Духовно можно родиться только от воды и Святого Духа. Иисус говорит: «Вы должны родиться свыше! Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». А когда произойдет это духовное рождение, я сразу же принимаю все, что есть во Христе, становлюсь Божьим дитем, участвую в Его смерти и Его воскресении. Тогда в своей жизни я должен только реализовать эти истины крещения, снова и снова открываться им, то есть пребывать  в них. Это значит входить в Христову смерть и бороться со злом, унаследованным от Адама. Именно этим нужно доказывать Богу свою любовь, и за это также получу награду − вечную жизнь.

 

Поэтому важно осознавать и то, что «с Ним мы воскресли». Если бы Христос не воскрес, то и я не имел бы новой жизни. Но Он воскрес, а поэтому и я имею жизнь, новую жизнь, Божию жизнь, жизнь Христа. Это не жизнь Адама, которую я получил при рождении и которая заканчивается смертью, потому что «возмездие за грех − смерть». Я получаю новую жизнь от воды и Святого Духа через веру. Слово Божие гласит: «Тем, которые приняли Его, дал власть быть детьми Божиими». Я имею жизнь Христа. Поэтому как имею в себе Адама, так имею в себе и Христа. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам объясняет, что значит быть в Адаме, а что − быть во Христе: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15,21-22).

 

Апостол Павел это объясняет, но Дух Божий должен это нам открыть. Это невозможно втиснуть в определенные рамки. Человек должен получить к этому свет, потому что это Божие таинство. Многие вещи мы не понимаем умом − ни в физике, ни в области материальных вещей. И там существует столько таинств, что чем больше человек все познает, тем больше восхищается... Как сказал Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Это человек осознает тем больше, чем больше все познает... А все это лишь обычные Божьи законы, вложенные в материю. Но в духовных вещах намного больше таинств! Мы будем познавать их целую вечность. Но теперь должны принимать их верой, принимать эти зернышки правды, даже если их не понимаем. Это также является заслугой: если мы верим Богу, верим, что Он Всемогущий.

 

Принять то, что Христос воскрес, для этого не надо даже веры. Это реальность, историческая правда. Это так, как знаю, что существовал Наполеон и проводил много военных походов. Здесь не нужна вера, имеется ввиду Божья вера. Меня не было 200 лет назад, когда жил Наполеон, но знаю из истории, что он реально существовал. Таким же ясным историческим событием является и то, что Христос воскрес. Об этом свидетельствуют апостолы и другие очевидные свидетели. Многие люди за эту истину отдали свою жизнь. Для этого человек должен иметь и веру. Ведь ум начнет спекулировать, поскольку речь идет о чуде, чуде Божьего всемогущества. Человеческий разум в своей гордости противится этому, не хочет верить, потому что это превышает его опыт. Но человек, который обратился, имеет личный опыт с Богом и знает, что Бог делает малые, незаметные чудеса и в его жизни − такой человек не имеет проблем с верой. Он верит не только в таинство исторического воскресения Христа, но и в то, что «с Ним я воскрес», что Христос во мне, что я имею Его жизнь, жизнь Христа воскресшего.

 

Духовно наиболее глубоко переживала воскресение Пресвятая Богородица, которая исполнена благодати. В тот момент, когда Христос воскрес, Она полностью пережила с Ним таинство совоскресения, как и полностью внутренне пережила в единстве с Иисусом и Его смерть − всем своим существом, всем своим сердцем, всей душой и всей силой. То есть, пережила единство с жертвой Христа на кресте, но пережила в полноте и совоскресение − а это и для нас. Поэтому Иисус дает нам Ее, ибо в Ней, в Ее новом сердце, это нам дано − за Ее заслуги, за Ее акт веры. Она принимает это для нас как наша духовная мать, как вторая Ева. Она дала нам живого Христа. Через Нее, принимая Ее новое сердце, а также через Святого Духа, мы должны быть преобразованы в Христа и получаем Его новую жизнь.

 

Божье слово на многих местах говорит не только о том, что мы с Христом воскресли, но также о том, что Он есть в нас. Иисус говорит: «Кто ест Мою плоть и пьет Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем». В Евангелии от Иоанна в 14 и 15 главе несколько раз упоминается о таинстве нашего единства с Христом.

 

Это таинство мы должны пережить, прежде всего, верой в молитве. Осознать живое и реальное присутствие воскресшего Иисуса, а также, что воскресший Христос находится во мне, что живет во мне. Я имею новую жизнь. «Ты, Иисус, находишься здесь. Ты во мне. Проникни меня!». Также могу осознать, что сила Его воскресения проникает в конкретные дела и ситуации, которые касаются меня, что Он входит в мою жизнь, в мои упадки, проигрыши, проблемы, и как Владыка дает мне новую жизнь.

 

Тогда актом веры, воли и разума я должен ему полностью отдаваться и в конкретных ситуациях снова принимать новую жизнь, таким образом освящая эти ситуации. Тогда хотя бы несколько раз в день надо осознавать Его присутствие, с почтением и верой взывать святое имя − Иисус, и дать ему место, чтобы Он мог во мне жить и через меня действовать.

 

Скачать: Слово Патриарха Илии на праздник Христова Воскресения