Русский > Актуальное > Публикация

Слово Патриарха Илии на праздник Воздвижения Креста Господня

Дата публікации:   2018-09-27
Автор:   ВВП

 

Слово Патриарха Илии на праздник Воздвижения Креста Господня

 

 В четвертом веке святая Елена, мать императора Константина Великого, искала в Иерусалиме на Голгофе святой крест, на котором умер наш Спаситель. Когда нашла его, приказала построить там базилику гроба Господнего, где оставила часть найденного креста. В тот день был установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

Сегодня мы слышали 19-й раздел Евангелия от Иоанна об осуждении, распятии и смерти Иисуса:

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: „Вот, Царь ваш!” Но они закричали: „Возьми, возьми, распни Его!” Пилат говорит им: „Царя ли вашего распну?” Первосвященники отвечали: „Нет у нас царя, кроме кесаря”. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19,14-17).

 

Евангелист Иоанн здесь описывает трагическое событие, которого он сам был свидетелем на Голгофе. Он стоял под крестом, видел страдания Иисуса и слышал Его последние слова. Среди них были и те, которые Иисус сказал именно ему.

 

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: „Жено! Се, сын Твой”. Потом говорит ученику: „Се, Матерь твоя!” И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19,26-27).

 

Однако через все это добровольное мучительное страдание Иисус победил дьявола, грех и смерть. Прообраз Христова креста и его победу встречаем уже в Ветхом Завете. Когда израильтяне воевали с Амаликом, а Моисей молился, сказано, что он держал руки, поднятые в виде креста. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17,11-13).

 

После спасительной смерти Господа нашего Иисуса Христа, крест является символом не поражения и смерти, а знаком победы. Вспомним пример императора Константина Великого, первого римского императора, который принял христианство. В 312 г. состоялся тяжелый бой, где римские легионы Константина и его противника Максенция боролись между собой за то, кто из них двоих будет царствовать. Перед решающим боем Константин увидел на небе светящийся крест с надписью: «С этим знаменем победишь». Поэтому он приказал своим солдатам прикрепить к щитам знамение креста и призвал их также просить Бога, чтобы во имя Иисуса Христа помог им победить врагов. И они действительно победили.

 

И мы боремся. Однако речь не идет о борьбе против врагов в человеческом облике. Нашу борьбу, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам в 6 главе, мы ведем против «начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6,12). А тогда апостол призывает нас, чтобы мы оделись во всеоружие Божие, чтобы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Мы должны препоясаться истинной, облечься в броню праведности, обуть ноги в готовность благовестствовать мир, а также защищаться щитом веры от раскаленных стрел лукавого и взять шлем спасения. Шестой доспех ‒ это меч Духа, которым является слово Божие.

 

Победное знамение святого креста мы приняли в тот момент, когда были крещены, и так стали христианами. Божье слово говорит, что через крещение мы были погружены в смерть Христову. Иисус своей смертью на кресте победил дьявола и грех. В Пасхальное время мы повторяем: «…смертию смерть поправ». Крестное знамение является знамением победы над дьяволом, потому когда мы крестимся, надо делать это действительно с верой, не формально, а также не таким способом, который бы оскорблял Иисуса. Осознайте силу креста. Еще раз повторяю: крест является знамением победы. В нем есть и наша победа, поэтому мы должны делать его на себе с почтением. Это самая короткая молитва. В ней мы упоминаем всю Пресвятую Троицу ‒ Отца, Сына и Святого Духа. При этом делаем на себе знамение победы над грехом. Это знамение одновременно символизирует Того, Кто умер на кресте ‒ Иисуса Христа. Он есть истинный Бог и истинный человек. Он умер за все наши грехи. Он победитель. На третий день Он воскрес! Он вознесся на небеса и также будет судить всех людей, все народы. Он Альфа и Омега, Всевышний Господь.

 

Кто соединяется со Христом, должен также соединиться и с Его крестом. Чтобы в нас действовала сила Христова воскресения, то в нашей душе сначала должна действовать сила креста, которая нас очищает и освобождает из рабства лжи, тьмы греха.

 

Пусть сегодня Бог даст победу в знамении святого креста над тьмой, которая хочет уничтожить Украину и весь народ ‒ так, как дал эту победу во время императора Константина или Моисея. В этом знамении побеждены все силы тьмы. Пусть в Украину придет Царствие Божие в полноте, Царство Христа распятого и воскресшего.

 

Скачать: Слово Патриарха Илии на праздник Воздвижения Креста Господня