Русский > Актуальное > Публикация

Эпиклеза /1 часть: Разница между восточной и западной Литургией/

Дата публікации:   2018-11-28
Автор:   ВВП

 

Эпиклеза

/1 часть: Разница между восточной и западной Литургией/

 

1 часть: Разница между восточной и западной Литургией, вопрос эпиклезы

2 часть: Святой Дух и эпиклеза

3 часть: Эпиклеза ‒ переживание в Литургии

4 часть: Литургическое пространство и иконостас

 

1 часть: Разница между восточной и западной Литургией, вопрос эпиклезы

 

Восточная Литургия св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (4 век) содержит эпиклезу. Эпиклеза имеется также в других восточных обрядах. Она происходит непосредственно из апостольской традиции.

 

Какая разница между западной и восточной Литургией? Западная Литургия была радикально исправлена на ІІ Ватиканском Соборе. В рамках поправок вместо одного канона было установлено четыре. Дособорная латинская Литургия не имела в каноне ни одного упоминания о Святом Духе. Исправленная Собором Литургия уже имеет упоминание о Святом Духе, но оно включено еще перед словами преложения (консекрации). В отличие от этого, восточная Литургия содержит т.н. усердное призывание Святого Духа, то есть эпиклезу, но только после слов установления.

 

Литургисты II Ватиканского Собора имели смелость сделать радикальные шаги: они обратили престол лицом к людям и на многих местах устранили Кивот из центра храма. Почему они не решились в канон западной Литургии принять восточную эпиклезу? Они включили только уже упомянутую молитву к Святому Духу перед словами установления, но не как эпиклезу после них. Литургические диспуты об эпиклезе велись несколько веков. Результат был нулевым. Запад, под влиянием схоластической философии, подавал т.н. логические аргументы против эпиклезы, будто бы речь шла о двух преложениях, что считали нонсенсом. Проблема заключалась в том, что Восток и Запад выходили каждый со своей точки зрения. Эпиклеза ‒ это не второе преложение. Во-первых, здесь речь идет о таинстве веры, а во-вторых, подчеркнуто, что таинства, особенно Литургия, совершаются не только словом, но и Святым Духом. Именно на это делается акцент в восточной Литургии. В западной и восточной Литургии совершается актуализация кровавой жертвы Христа на Голгофе. В восточной Литургии подчеркивается чрезвычайно сильная роль Святого Духа. Можно сказать, согласно восточным богословам, что здесь одновременно совершается новая Пятидесятница. Усердное призывание Святого Духа (эпиклеза) не относится только к хлебу и вину, освященных Христовыми словами установления, но и ко всему мистическому Телу Христа ‒ Церкви.

 

Главное различие между Востоком и Западом заключается в определении кульминационного момента ‒ преложения, когда на слово иерея  изменяется сущность хлеба и вина и они становятся Телом и Кровью Христа. Запад считает, что этот момент в словах Христа, которые Он произнес на Тайной Вечери. Восточная Литургия эти слова называет только словами установления, а не словами преложения (консекрации), а кульминационным моментом преложения считает  эпиклезу, которая следует после слов установления и анамнезы. Святой Дух в эпиклезе реализует слова Христа, которыми Он установил суть Литургии. Воплощение Слова Божьего ‒ Иисуса, второго Божьего Лица, совершил Святой Дух на Мариино «да». Подобно и в Литургии священник через произносимое слово дает пространство, чтобы Святой Дух реализовал ‒ актуализировал ‒ на алтаре Христову жертву на кресте.

 

После слов установления и анамнезиса иерей возносит усердные молитвы к Святому Духу, чтобы Он сошел не только на освященные дары, но и на него и всех присутствующих, то есть на Церковь: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия». Этими словами начинается эпиклеза, которая в определенной степени имеет характер новой Пятидесятницы, нового излияния Святого Духа. Во время эпиклезы люди просят о сошествии Святого Духа «на нас» (присутствующих верующих) и на дары, поя хвалебный и просительный антифон: «Тебе поем, Тебе благословим...». Некоторые восточные священники во время настойчивого призывания Святого Духа стоят на коленях, а в некоторых монастырях существует практика, что иеромонах во время пения антифонов лежит ниц. Пение одновременно дает возможность священнику и всем присутствующим, чтобы внутренне утихли и лично призывали Святого Духа. Затем священник произносит слова над освященным хлебом: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего» (Аминь). А тогда: «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего...». На конец эпиклезы добавляет: «Преложив Духом Твоим Святым». Это завершающее предложение снова касается как посвященных даров, так и верующих. Для верующих это этапы все более и более глубокого принятия Святого Духа.

 

Что касается преложения  даров, слова «Преложив Духом Твоим Святым» связаны со словами эпиклезы над освященными дарами. Слова освящения в эпиклезе и соучастие Святого Духа можно выразить связью: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего ... (преложив) Духом Твоим Святым». То же касается и слов над чашей: «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего... преложив Духом Твоим Святым». Иерей обращается к Богу, чтобы Он своим всемогуществом совершил преложение  (консекрацию), а одновременно просит Святого Духа, чтобы это таинство реализовал.

 

Западный богослов или литургист смотрит на эпиклезу, наверное, с непониманием.

 

Краткий итог: В четверг вечером Иисус установил таинство Евхаристии конкретными словами, которые нам передали три евангелисты. После окончания Тайной Вечери Господь Иисус с апостолами пошел в Гефсиманию. Там молился, был схвачен и начался судебный процесс, который домогался Его смерти. Тогда следовали допросы перед Анной, Каиафой, Пилатом. Его несправедливо осуждают, Он идет крестным путем на Голгофу. Там Его распинают, а после трех часов борьбы и большого страдания Своей искупительной смертью Он совершает дело нашего спасения.

 

Восточная Литургия отличает слова установления, произнесенные на Тайной Вечери, от эпиклезы, в которой Святой Дух актуализирует уже совершенную искупительную жертву Христа на кресте. Между словами установления и эпиклезой есть анамнеза (воспоминание). Здесь упоминаются основные события Христовой искупительной жертвы словами: крест, гроб, трехдневное воскресение... После анамнезы священник одновременно поднимает чашу и дискос с освященными дарами и говорит (поя): «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». После этих слов наступает эпиклеза, то есть усердное моление, чтобы Святой Дух сошел на нас и на предлежащие дары. Заключительные слова эпиклезы «превратив Духом Твоим Святым» относятся также к присутствующим верующим ‒ Мистическому Телу Христа. Тройным «аминь» эпиклеза завершается. Это «аминь» относится как к предлежащим дарам, так и к людям, которые снова приняли полноту Святого Духа. На конец благовонным кадилом отдает почтение Христу, присутствующему под видом хлеба и вина. Затем священник обращается к людям и кадит также их. Этим символически подчеркивает присутствие Святого Духа в них, прежде чем на конец Литургии они примут Христа в Святом Причастии. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

 

Вывод: Припоминаем, что святые Кирилл и Мефодий перевели эту Литургию с греческого на старославянский язык. Православная церковь до сих пор служит Литургию на старославянском языке ‒ так, как ее служили святые Кирилл и Мефодий. Эта славянская литургия была также признана в Риме, где оба славянские миссионеры торжественно отправляли ее в храме Санта-Мария-Маджоре. Тогда они с крымского Херсонеса принесли и мощи святого папы Климента ‒ ученика и преемника апостола Петра.

 

Также вспомним, что апостолы в Иерусалиме, как следует из Священного Писания (Деян. 2,42), служили «преломление хлеба» (Литургию) только после сошествия Святого Духа, а не до этого. Эпиклеза для них была существенной реальностью. Они произнесли Господни слова ‒ установления, а затем просили Святого Духа, чтобы реализовал эти слова. Восточная Литургия, немного изменена святым Василием Великим и святым Иоанном Златоустым, опирается на апостольскую традицию.

 

В Западной Церкви восточную Литургию могут публично служить только священники, которым местный епископ дал разрешение на биритуализм.

 

+ Илия
Патриарх Византийского Вселенского Патриархата
 
+ Мефодий, ЧСВВр + Тимофей, ЧСВВр
епископы-секретари

 

21.11.2018

 

Скачать: Эпиклеза /1 часть: Разница между восточной и западной Литургией/ (21.11.2018)