Русский > Актуальное > Публикация

Эпиклеза /2 часть: Святой Дух и эпиклеза/

Дата публікации:   2018-11-29
Автор:   ВВП

 

Эпиклеза

/2 часть: Святой Дух и эпиклеза/
 

Иисус перед своей смертью, прежде чем пожертвовать на кресте свое Тело и Кровь, установил, чтобы эта Его крестная жертва приносилась Богу во оставление грехов. Символические жертвы за грехи, когда жертвовалась кровь и жизнь жертвенных агнцев в Иерусалимском храме, потеряли свое значение. Иисус является тем настоящим Агнцем, который взял на себя грехи мира (Ин. 1,29). Прежде чем совершить свою крестную жертву Иисус установил новую жертву, которая также является новым заветом (Мф. 26,26) во оставление грехов. На Тайной Вечере Иисус взял хлеб и сказал: «Сие есть Тело Мое,  которое за вас предается….». Тогда взял чашу с вином и сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, …изливаемая во оставление  грехов».

 

Что при этом могли переживать апостолы? Они не понимали Его слов, потому что Его жертва еще не была совершена. На Тайной Вечере Иисус также несколько раз говорил о Святом Духе: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.  Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16,13). На ином месте Иисус говорит: «Из чрева потекут реки воды живой.  Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7,39) Когда пришел Святой Дух? Только тогда, когда Иисус совершил Свою жертву на кресте, воскрес из мертвых и на 40 день вознесся на небо, где был прославлен. И только тогда Он посылает на апостолов Святого Духа в полноте, и Святой Дух просвещает их ум и укрепляет волю. Апостолы, которые из страха убежали и не стояли под крестом, впоследствии станут героями веры, которые сами за Христа постепенно прольют свою кровь как мученики. После сошествия Святого Духа они осознали, что́ Иисус совершил на Тайной Вечери, когда установил новый завет и отдал свое Тело и Кровь во оставление грехов. Они поняли, что Святой Дух оприсутствует это таинство через Его слова установления и через тех людей, которых Иисус избрал, то есть апостолов и их преемников.

 

После слов установления и анамнезиса наступает эпиклеза. При словах установления Иисус сказал: «Сие (Мое Тело... Кровь)». Эпиклеза содержит три слова, которые являются просьбами или приказами:

 

1) Низпосли (сошли Святого Духа)

 

2) Сотвори хлеб телом Христа

 

3) Преложив Духом Твоим Святым

 

К п. 1) «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия

 

При этих словах эпиклезы священник и верующие просят, чтобы Святой Дух сошел не только на дары, но и на нас, то есть на присутствующих. Это Божья воля - чтобы мы приняли Христа, чтобы Он у нас рос, чтобы мы были преображены в Него, чтобы могли сказать: «Не живу уже я, но живет во мне Христос». На нас, людей, действует система мира и дух лжи, дьявол, чтобы мы не были спасены. Кроме того, логово зла в нас благодарно принимает программу лжеца и убийцы и ошибочно считает это чем-то хорошим, а Божью истину и вечную жизнь отвергает. Свет и силу к тому, чтобы мы были укоренены во Христе и были готовы с Ним страдать или даже умирать, дает Святой Дух.

 

В епиклезе речь идет не только об оприсутствовании Христовой смерти, но и о все новом излиянии Святого Духа ‒ новой и новой Пятидесятнице.

 

К п. 2) «Cотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего».

 

Священник обращается к самому Богу Творцу и просит о чуде («Сотвори!»), чтобы хлеб, освященный словами установления, стал Телом Христа. Аналогичная просьба произносится и над чашей.

 

К п. 3) «Преложив Духом Твоим Святым».

 

Эта просьба касается не только претворения хлеба в Тело Христа и перемены вина в Христову Кровь, но также и претворения Мистического Тела Христа ‒ Церкви.

 

Таинство Божьего всемогущества, которое силой Святого Духа совершает духовное воскресение Церкви, выражено в 37-й главе пророка Иезекииля.

 

Пророчество Иезекииля

 

В Вавилонском плену Бог призвал Иезекииля, чтобы чрез пророческую молитву приготовил сначала духовное воскресение, а затем и физическое освобождение.

 

Иезекииль говорит: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи» (Иез. 37,1-2). Бог спрашивает пророка: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» А тот сказал: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37,3). Иными словами, пророк дает согласие и говорит: «Ты знаешь, Боже, что Твоим всемогуществом эти кости могут ожить».

 

Каждый раз, когда мы с верой предстанем перед Богом и просим у Него чуда, малого или большого, мы должны верить, что Бог всемогущ, что Он может сделать это чудо. Когда пророк исповедовал веру в Божье всемогущество, Господь дал ему приказ: «Прореки над этими костями и скажи им: „Вы, сухие кости (израильский народ), слушайте слово Господне!”» ‒ так говорит Господь Бог вам Божий народ, который из-за своего неверия стал духовно мертвым ‒ сухими костями. «Так говорит Господь Бог костям сим: Вот, Я введу дух в вас, и оживете.  И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь».

 

Это было пророческое слово, которое получил Иезекииль и во вере и в силе духа изрек его к сухим костям. Какова была реакция? При прорицании к костям Дух Божий действовал в два этапа. Реакцией на первое пророчество, когда пророк назвал народ сухими костями и открыл реальность его духовной смерти, было то, что произошел большой шум. Так есть и сегодня. Когда начинают проповедовать истинное покаяние, «ветхий человек» и система лжи в мире, которая держит современную Церковь, с сопротивлением выступают против правды и настает шум ‒ движение. Но одновременно это слово вызывает первые признаки жизни ‒ восстановление Божьего порядка.

 

Иезекииль говорит: «Я изрек пророчество, как мне было повелено» (стих 7). Следует знать, что он ничего не добавлял, и ничего не отнимал. Он действовал в послушании веры. Святой Дух вызвал движение. «И когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею».

 

Представим себе множество костей на большой территории. Кости рассеяны. А теперь каждая кость начнет искать свое место. Они двигаются, сталкиваются друг с другом, соединяются. И вдруг появляется армия скелетов. Это первый признак определенного порядка, хотя и без жизни. Затем наступает второй этап. Пророк дальше изрекает слово к этим скелетам. И какая реакция? «И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а Духа не было в них» (стих 8).

 

Представим себе больницу, где лежит полностью парализованный человек. Он не может двигаться, и хотя дышит, но на самом деле является живым трупом. Несколько врачей и медсестер должны опекаться им, чтобы удерживать его при жизни. Это был образ не только пленных в Вавилоне, но это образ и современных заключенных духовного Вавилона, которые находятся во власти ересей и отступничества с духом антихриста.

 

Поэтому здесь существует третий этап, когда пророк уже не должен прорицать к парализованному организму, но должен обратиться прямо к Божьему Духу. «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество Духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Духу: „Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, Дух, и дохни на этих убитых, и они оживут!”».

 

Пророк предсказывает в послушании веры и в Божьем авторитете приказывает Божьему Духу. На самом деле здесь речь идет о тройном приказе. Во-первых, чтобы Дух Божий пришел. Потом ‒ чтобы сильно дохнул на этих убитых, и на конец ‒ чтобы Дух Божий оживил этих мертвых. Пророк обращается к четырем сторонам и просит, чтобы от туда пришел Святой Дух. Через прорицание, когда Дух приходит от четырех сторон, образуется большое замкнутое пространство под властью Духа Божия. Он приказывает на все четыре стороны, чтобы Святой Дух сильно дохнул на убитых, чтобы они ожили.

 

Какой был результат его прорицания? Он признает: «Я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои ‒ весьма, весьма великое полчище» (стих 10). Это образ духовного воскресения нынешней духовно мертвой Католической Церкви.

 

Святой Дух и Церковь

 

Священное Писание указывает на действие Третьего Божьего Лица, Святого Духа. Сын Божий, Иисус Христос через Святого Духа и послушание веры святой Девы из Назарета берет на себя человеческую природу и таким образом становится и Сыном Человеческим. Иисус принял крещение покаяния, хотя не нуждался в этом, чтобы дать нам пример. Небо открылось и Святой Дух в виде голубя явился над Христом. Тогда Дух Божий помазал Его. Вскоре после этого в Назарете Иисус прочитал в синагоге книгу пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… проповедовать пленным освобождение».

 

На Тайной Вечере Иисус несколько раз говорил о Святом Духе. А также на третий день, когда после своей смерти явился апостолам уже воскресшим, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого...». В день вознесения Он дает обещание: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1,5). «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1,8). Тогда в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и родилась Церковь. Апостолы в силе Духа проповедовали Евангелие, свидетельствовали об Иисусе, и Бог сопровождал их проповедь многочисленными чудесами. Без Святого Духа Церковь подобна безжизненному телу, то есть она мертвая. Обращение каждого христианина совершилось действием Святого Духа. Многие люди приняли крещение Святым Духом, но этого не достаточно, надо ходить в Духе Святом, позволить себя Им вести на пути подражания Христу. Речь идет о перерождении, о котором сказал Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3,30).

 

Петр в силе Духа свидетельствовал в доме языческого сотника Корнилия о смерти и воскресении Христа. На Корнилия и всех присутствующих сошел Святой Дух, так что все начали говорить новыми языками (Деян. 10). В Эфесе апостол Павел встретился с некоторыми учениками и спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав Они ему ответили: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Тогда апостол Павел их поучил, они крестились, и как только возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Этих мужей было 12 (Деян. 19,1-7).

 

О действии Святого Духа рассказывает вся 14 глава 1 Послания к Коринфянам, вся 8 глава послания к Римлянам и многие другие места в Священном Писании.

 

Пророческое видение в Вавилонской неволи, данное Иезекиилю, является чрезвычайно актуальным и для настоящего времени. Святой Дух особым способом действует в эпиклезе, которая является сутью Святой Литургии. С нашей стороны нужно иметь библейскую веру, которую имели пророки, а прежде всего, Пресвятая Богородица. Она верила в Божие всемогущество, когда ангел Гавриил сказал ей, что у Бога нет ничего невозможного. Елизавета сказала о ней: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1,45). Послушание веры Мария выразила словами: «се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1,38). Некоторые святые, например, святой Людовик Гриньйон де Монфорт, рекомендовали переживать Литургию вместе с Девой Марией, чтобы она поддерживала нас своей верой. С какой верой Пресвятая Богородица могла переживать Литургию, которую служил апостол Иоанн?! Он произнес слова установления, а затем призывал Святого Духа. Матерь Иисуса с узким кругом верующих объединились с ним в усердном взывании к Святому Духу, чтобы Он оприсутствовал таинство Христовой жертвы на кресте. Мария больше всех людей имела единство со Святым Духом. Она была полна благодати, кехаритомене (Лк. 1,28), полная Святого Духа ‒ как в момент воплощения Божьего Сына, так и в день Пятидесятницы. И в том же Духе она переживала и это таинство Святой Литургии.

 

Пророческое видение о воскресении сухих костей касается парализованной, то есть духовно мертвой Церкви, которая изгнала Духа Божия. Из нее осталась только мертвая структура. Вместо апостольского учения она имеет ереси, а вместо Божьих заповедей ‒ антимораль. В таком состоянии сегодня находится Католическая Церковь. Поэтому так актуально, чтобы в этом бессилии и порабощении духовным Вавилоном мы усердно взывали к Святому Духу за духовное воскресение этого мертвого организма, этих сухих костей.

 

После слов установления следует анамнезис. Иногда священник вслух вспоминает истины нашего спасения: крест, гроб, воскресение..., с короткими паузами, чтобы он и верующие могли осознать эти истины, связанные с искупительной жертвой Христа. После пения «Твое от Твоих...» начинается эпиклеза молитвой: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия».

 

+ Илия
Патриарх Византийского Вселенского Патриархата
 
+ Мефодий, ЧСВВр + Тимофей, ЧСВВр
епископы-секретари

 

22.11.2018

 

Скачать: Эпиклеза /2 часть: Святой Дух и эпиклеза/