Русский > Актуальное > Публикация

Эпиклеза /4 часть: Эпиклеза ‒ храм и иконостас/

Дата публікации:   2018-12-06
Автор:   ВВП

 

Эпиклеза

/4 часть: Эпиклеза ‒ храм и иконостас/

 

Библейской моделью христианского храма является визия, данная Богом (Моисею). Она была реализована в Иерусалимском храме. Основную структуру составляют Святая Святых, где Бог присутствует особым образом; святыня, где священники приносили жертвы Богу, и место для людей.

Восточный храм с иконостасом, алтарем и кивотом  сохраняет до сих пор эту библейскую структуру храма. И в Западной Церкви так было до II Ватиканского Собора, прежде чем состоялась абсурдная реформа. Священник, который представляет людей и приносит за них на престоле жертву Богу, после реформы повернулся спиной к центру храма, где находится кивот, в котором постоянно присутствует Бог. Кроме того, во многих местах кивот был отстранен из центра храма. Также были устранены балясины, которые отделяли место для священников и тех, которые служили при Литургии.

 

Произошли изменения и в самой Литургии. Многолетняя традиция с чуткостью к сакральности, была нарушена духом аджорнаменто и секуляризована. Одновременно начался самоубийственный процесс нарушения основных истин веры и заповедей Божиих. Катастрофические плоды этого видим сегодня, через 50 лет, в области веры и морали. Псевдопапа Бергольо заводит практику, чтобы к Святому Причастию приступали разведенные лица, находящиеся в новом супружестве, или лица, которые публично отвергают покаяние и просовывают безнравственность. Какой это имеет смысл? Кроме того, некоторые канадские епископы уже выступают за то, чтобы люди тесно перед самоубийственной эвтаназией приступали к Святому Причащению. Это профанация Таинств и святотатство.

 

В настоящее время Ватикан с отступником Бергольо отвергает необходимую духовную реформу. Однако каждой епископской конференции дает возможность продолжать литургические изменения, позволяя еще более глубокую профанацию. Те, которые хотят внутренне сохранить единство с правоверным учением и традицией Церкви, хотя внешне и не имеют силы отделиться от апостасии Ватикана, должны использовать эту возможность для введения полезных изменений в Литургию и литургическое пространство. Многие священники предлагают во время Литургии снова занять такую позицию, которую имели священники на протяжении многих веков в традиции Церкви. В Православной Церкви так есть и сегодня. Священник вместе с людьми стоят лицом к центру, которым является кивот. Он не стоит к нему спиной и кивот не перенесен из центра храма. Повернуться спиной к кивоту это не невинное изменение. Следует знать, что «восток» в церковной символике всегда символизировал Царство Божие, а «запад» ‒ царство тьмы. Поэтому храмы строились так, чтобы алтарь храма находился с восточной стороны, а священник и верующие стояли лицом к нему, то есть в направлении на восток и спиной на запад. Святые Кирилл и Мефодий приказывали катехуменам, чтобы при отречении от дьявола и его демонов сделали символический жест: плевали на запад. Когда литургическая антиреформа II Ватиканского Собора обратила священника спиной к кивоту, то есть спиной к востоку и лицом на запад, этим сделала красноречивый жест разворота спиной к Богу и лицом к дьяволу! Однако, если какой-то теолог утверждает, что это лишь для того, чтобы во время каждой Литургии священник возобновлял крестные обеты с отречением от дьявола, то в результате это бы означало и плевание на людей, а это нонсенс. Поэтому повернуть престол, а тем самым и священника спиной к кивоту, вовсе не безобидный жест! Тем более, когда сегодня уже видим плоды псевдореформы аджорнаменто II Ватиканского Собора.

 

Что касается изменений литургического пространства, то согласно библейской модели, престол должен быть отделен от Святая Святых. Частью престола должен быть видимый крест. За ним ‒ Святая Святых. Между престолом и Святая Святых необходимо оставить столько места, чтобы мог пройти священник, когда обкаживает престол и Святая Святых. Ковчег в Святая Святых необходимо отделить хотя бы завесой, на которой с правой и левой сторон изображены поклоняющиеся ангелы. Перед Святая Святых могут быть и две лампады с т.н. вечным светом.

Обновление сакрального пространства балюстрадой, комбинацией из двух икон или фигур Господа нашего Иисуса Христа и Богородицы является вопросом, который требует чуткости: как со стороны  архитектурной, так и эстетической, а главное ‒ духовной.

 

Сегодня суть необходимой реформы заключается в том, чтобы вернуть литургическое положение священника так, как было на протяжении всей истории, а именно, лицом к кивоту ‒ к духовному центру храма.

 

Некоторые священники предлагают еще одно изменение к Литургии: минуту тишины после преложения. Это помогает осознать реальность Христовой искупительной смерти на кресте, пожертвованной за нас и наши грехи. В восточной Литургии этот промежуток времени (примерно 5 минут) выделен в эпиклезе после слов установления (слов консекрации).

 

Иконостас в восточной Литургии

На иконостасе у царских ворот находятся две главные иконы ‒ икона Христа и икона Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Греки имеют скромные иконостасы. У восточных славян они, наоборот, заполнены многими иконами, которые могут служить как наглядный катехизис жизни Иисуса. В некоторых храмах иконы находятся и на стенах храма. Цель этого заключается в том, чтобы чистые иконы действовали на воображение верующего и возбуждали у него веру. Но, к сожалению, не все иконы вызывают уважение к Богу или святым. Сегодня под прикрытием церковного искусства пропагандируется целая декадентская школа иконописи, за которой есть не Божий Дух, но дух псевдодуховности и даже сатанизма. «Иконы» вместо того, чтобы вести к истинной набожности, действуют деструктивно. Например, Иисус изображен с аномально длинным телом, с маленькой головой; ангелы выглядят как демоны; Иоанн Креститель с растрепанными волосами своим видом напоминает разбойника или оборотня. Студенты теологии убеждены, что именно это и есть  высшая духовность, которая должна выражаться не реалистичными иконами, а рисованием таких карикатур. Но это глупая демагогия! И вот эта демагогия продвигается под большим давлением особенно со второй половины прошлого века. Итак, видим, что и в восточном церковном искусстве скрыто завеял дух II Ватиканского Собора.

 

Но дух, который излучает из икон, зависит также от конкретного иконописца, от того, какого он имеет духа. Если имеет духа алкоголизма, симпатии к оккультизму, живет нечистой жизнью или находится под влиянием негативной духовности, то это просто дышит из его икон.

Пример: священник, будучи в восторге от современной иконографии, пригласил известного представителя современной иконописной школы рисовать новый иконостас. Когда местный священник с большим восхищением торжественно открыл иконостас, верующие были шокированы. Одни говорили: «Что это значит?» Вторые: «Этого в нашем храме не может быть! Это окно в ад, а не в небо!» Другие: «Итак, теперь в храме мы должны чтить демонов?» В результате иконостас должны были выбросить.

 

С другой стороны, протестанты ошибочно утверждают, что почитая святые иконы и фигуры католики и православные совершают идолопоклонство. Это вторая крайность. Мы не поклоняемся иконам как идолам, но чтим тех, кого иконы представляют.

Католики и православные во время почитания Богородицы различают т.н. культ гипердулии, а при чествовании святых ‒ культ дулии. Божественное почитание (культ латрии) отдают только Богу, Сыну Божию Иисусу Христу. Еще в 9 веке иконоборчество было осуждено Собором, на котором было подтверждено почитание святых икон.

 

Примечание к  Литургии:

Следует признать, что восточная Литургия в эпиклезе дает большую и глубокую возможность для личного соучастия при деянии Святого Духа. Но использована ли эта возможность для освящения священника и Божьего народа?

 

Дополнение: «Наполнение Святым Духом» ‒ воскресение

 

При словах «полнота Святого Духа» священник делает литургический жест, которым оприсутствуется таинство Христова воскресения. Библейский термин «полнота Святого Духа» (Деян. 6,3.5.55, Лк. 4,1 ...) связан с Сошествием Святого Духа на апостолов и с обещанием: «Будете Моими мартирес (свидетелями и мучениками)» (Деян . 1, 8).

Выступить против греха, то есть лжи и зла, прежде всего в нас, иногда является бескровным мученичеством. «Вы еще не сражались до крови против греха» (Евр. 12,4). Если мы принимаем Христа в Литургии, то участвуем в Его воскресении через Святого Духа: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8,11).

 

Кто не желает соблюдать заповеди, отвергает путь покаяния, Духа истины и так приступает к Святому Причащению, тот «ест и пьет себе осуждение» (1 Кор. 11,29).

О чем идет речь в нашей жизни? Каждого из нас ждет смерть, Божий суд, а затем вечное счастье во славе или вечные муки в аду. Тогда это состояние будет уже неизменным и вечным. Ты решаешь о себе. Ты имеешь разум, потому задумайся над смыслом своего существования.

 

+ Илия
Патриарх Византийского Вселенского Патриархата


+ Мефодий, ЧСВВр + Тимофей, ЧСВВр
епископы-секретари

 

26.11.2018

 

Скачать: Эпиклеза /4 часть: Эпиклеза ‒ храм и иконостас/ (26.11.2018)