Русский > Актуальное > Публикация

Размышление над Словом Жизни Иак. 2,21-22

Дата публікации:   2019-06-01
Автор:   ВВП

 

Размышление над Словом Жизни Иак. 2,21-22

 

« Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»
 

Предыдущее слово жизни, которое мы повторяли в течение двух недель, открываясь ему, чтобы оно на нас действовало, было для нас вполне понятным: «Ибо плоть желает противного духу, а дух ‒ противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Мы видим это в нашей повседневной жизни, а потому понимаем это слово Божие. Но последнее предложение: «Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом», ‒ оно уже немного непонятно. Каждый может объяснить это по-своему. Быть веденным Духом означает ходить в послушании веры ‒ так, как Пресвятая Богородица и как данный нам в пример праотец Авраам. Кто позволяет вести себя Духом Божиим, тот не пойдет против Божьего закона, но наоборот, будет его соблюдать.

 

Но в послании к Галатам апостол освещает еще одну проблематику, связанную с Законом, которая является для нас несколько чуждой. Речь идет о вопросах обрезания и соблюдения предписаний Моисея о различных очищениях, причем внимание акцентируется на обрядничестве, которое в итоге фактически угасило Духа. Поэтому апостол Павел касательно этой области Закона был полностью свободным. Впрочем, и сам Иисус сознательно т.н. «нарушал» субботу: Он исцелил больного, позволил ученикам растирать колоски и тому подобное. В нашей жизни, если хотим жить истинным отношением к Богу, необходимо иметь перед собой цель и использовать соответствующие средства для ее достижения. Но часто мы из средств делаем цель, а это законничество. Мы теряем отношение к Богу и реализуемся в обрядничестве и во внешнем исполнении Закона. А как раз против этого борется апостол Павел. Он пишет об этом как в послании к Галатам, так и в посланиях к Римлянам и к Колоссянам… Поэтому он борется и против самого обрезания. Если бы мы придерживались обрезания, то должны были бы придерживаться и всех ветхозаветных предписаний ‒ и утратили бы отношение ко Христу. Это суть того, что Святой Дух выражает в посланиях через апостола Павла. Также сам Иисус упрекает в этом фарисеев. Например, они давали корван, но тем самым пренебрегали заповедью «Почитай отца своего и мать свою».

 

В наших христианских условиях существует такая же опасность. Опять делается ударение на средствах, а цель утрачивается. Примером является немецкая теология, которая якобы глубже объясняла Священное Писание, но на самом деле за ней стоит дух лицемерия и ересей. Сегодня уже видим плоды этой теологии, которая выступила против самого Бога. Она нивелирует Божьи законы ‒ как Декалог, так и заповеди Христа. Она даже одобряет гомосексуализм и через различные благочестивые фразы неизменно избегает сути, так что вместо того, чтобы вести к Богу, отводит от Бога и ведет к гибели. По плоду познаем это ядовитое дерево человеческого мудрствования. Истинная вера должна воплощаться в жизнь! Как говорит Иисус: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». И именно это теперь подчеркивает апостол Иаков, говоря, что вера без дел мертва, и указывает на отца Авраама, который поверил Богу и в послушании веры шел жертвовать, то есть убить, своего собственного сына. Сегодня это расценивалось бы как преступление, как убийство. Но мы должны осознать, что Авраам был язычником, которому явился Бог. Он вышел из языческой среды, где приносились даже человеческие жертвы. Но Бог только испытывал Авраама. Наконец он не убил своего сына. Например, совершить аборт и ссылаться на подражание Аврааму было бы вершиной лицемерия! Видим, как можно манипулировать даже истинами веры. Манипулируют и немецкие теологи, утверждая, что они идут вперед, что они уже не под Законом, и упраздняют Заповеди. Какой дух их ведет? Не Дух Божий, но дух дьявольский, дух лжи и смерти. Сегодня уже видим это по плодам. К сожалению, эту немецкую теологию с ересями и апостасией принимают и многие студенты, которые учатся в Риме и возвращаются оттуда уже еретиками. Остерегайтесь их! И не только тех, что из Рима; даже у нас семинаристы из такой литературы учатся ересей и пропагандируют их как новый, т.н. динамический, подход к депозиту веры. Молодые студенты теологии, которые внутренне не обратились, не подражают Христу и молитву считают излишней, склоняются к ересям, потому что они их привлекают. Тогда они становятся активными, часто даже гиперактивными, т.н. творческими… Но в чем? В совершении коварного самоубийства: духовного, а затем и физического.

 

Если бы мы утверждали, что между апостолом Павлом и апостолом Иаковом существуют противоречия, и приписывали бы Иакову утверждение, что человек спасается делами, а не верой, то это была бы ересь. Человек спасается верой, но должен совершать поступки веры, иначе потеряет спасительную веру. Он должен жить по вере: «Праведник верой жив будет». Своими собственными делами человек не спасется, а кроме того, они пропитаны нашим эгоизмом и поиском тщетной славы, даже в набожности, как это было у фарисеев. Они напоказ ходили в длинных одеждах с широкими рукавами и любили, чтобы люди называли их «учитель». Именно в этом упрекает их сам Иисус и называет побеленными гробами. Наконец они осудили Иисуса и распяли, потому что не имели Духа истины, Духа Божия, а их поступки и вера были мертвыми.

 

Апостол Иаков во 2-й главе, начиная с 14 стиха, говорит о взаимосвязи веры с делами. Он критикует, так сказать, академическую веру, которая признает определенные истины, но является мертвой. Он также критикует духовную лень тех, которые прикрываются фразой, что верят, но не хотят ни молиться, ни подражать Христу, ни исполнять заповеди Иисуса. Касательно этого он говорит, что и демоны верят, но дрожат. Такая вера никого не спасет, она мертвая. Потом он добавляет в стихах 23-26: «И исполнилось слово Писания: „Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”.  Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?  Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?  Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

 

Примером послушания веры является для нас не только Авраам, Моисей, Давид и все пророки, но прежде всего Пресвятая Богородица. Иисус в час Своей смерти дал нам Ее за Матерь. Спрашиваем: Зачем? Чешская пословица гласит: «Мать должна не только родить, но и водить», ‒ то есть воспитывать. А также пословица говорит: «Какая матерь, такая и дочерь». К сожалению, нашей природной матерью является Ева. Мы все унаследовали от нее программу греха. Человек вращается вокруг своего эгоизма, который ведет к страданиям, проблемам, а в итоге ‒ к вечной смерти. Поэтому мы должны снова родиться от Духа Божия, должны принять Христа. Но нам также нужны воспитатели, учителя. А кто для ребенка является наилучшей воспитательницей в жизни? Кто же, как не его мать? Если хорошая мать, то хорошие и дети. Если мать плохая, то плохие и дети. Матерь воспитывает не только словом, но и примером. Посмотрим на Мать Иисуса: Она охранена от первородного греха, то есть от духовного яда, который на нас перенесла наша общая земная мать Ева. Однако Мария не только была непорочно зачата, охранена Богом от первородного греха, но Она и в дальнейшем сотрудничала с Божьей милостью и действовала в вере. В момент Воплощения Слова Божьего Она сказала Богу свое «да», а Елисавета, ведомая Святым Духом, так говорит о Ней: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Слово стало Плотью, Бог стал человеком через ее веру. А так же и мы через веру должны принимать Иисуса. Он в нас должен расти, а мы должны уменьшаться (ср. Ин. 3,30).

 

Как действовала Пресвятая Богородица, когда должна была родить Иисуса, но вдруг пришел приказ путешествовать из Назарета в Вифлеем ‒ в холодное время года, пешком, более 100 км? Она не сетовала, но приняла эту ситуацию в послушании веры. К ней уже не говорил Ангел Господень. Это был только приказ императора Августа, действие которого распространялось на всю Римскую империю; речь шла о переписи населения. Она не роптала и тогда, когда была вынуждена ночью бежать с маленьким Иисусом в Египет. Она не сказала: «Ангел Божий должен защищать Меня, зачем Мне бежать? Это трусость, слабая вера». Нет-нет, ничего подобного: в этой ситуации Она послушала приказ о побеге, переданный через Иосифа. И опять же, в послушании в соответствующее время вернулась, не ранее и не позже. А потом жила своей скрытой жизнью в Назарете. Она должна была уметь налаживать отношения с соседками, которые часто имели свои эгоистические интересы, хорошо осознавала их слабости, и Ей также было больно, когда они вели себя злобно и несправедливо. Она не осуждала их, внутренне пыталась налаживать взаимоотношения в рамках послушания Богу. Это было связано с жертвой и самоотречением, а часто и с унижением. А так же и наша человеческая жизнь ‒ это не какие-то героические поступки. Возможно, когда-то появится возможность для них, но только несколько раз, или даже раз, в жизни. Наша жизнь состоит из будней, в которых мы должны искать Божью волю и выполнять свои обязанности. А примером для нас должна быть Пресвятая Дева Мария. Она говорила с Богом, говорила с Ним и о своей боли, о проблемах, а также видела зло, которое действовало в ее окружении в обычном Назарете, где люди были такими же, как и мы, со своими эгоистическими взглядами. Да, это важнее всего ‒ говорить с Богом, прежде всего, в молитве, найти время на Бога и на свою душу, а также говорить с Ним в своих страданиях и повседневных делах. При каждой работе возникают определенные проблемы, трудности, и каждый день состоит из мелких хлопот, которые создаем либо мы сами из-за своего несовершенства, или же обстоятельства, люди, болезнь, страх, казалось бы, неразрешимые проблемы, которые нас угнетают, проблемы с детьми, проблемы в семье, на работе, различные несчастья… Это повседневная жизнь, и именно на нее мы должны смотреть взглядом веры и в послушании веры принимать жизненные испытания, благодарить за них. В отличие от Богородицы, мы, как сказано в Писании, должны еще семь раз в день благодарить Бога за Его справедливые суды. То есть уже здесь, на земле, мы должны переживать чистилище, чтобы избежать его после смерти. И это для нас не только чистилище, но одновременно и наша миссия: мы можем жертвовать свои страдания и приносить их Богу и за духовное воскресение народа, за свои семьи и т.д. Итак, мы должны говорить с Богом. Сколько возможностей для этого приносит нам каждый день! Когда где-то ждем в бессилии, не можем ничего ускорить и не можем ничего больше делать, тогда не нужно вызванивать мобильными телефонами или быстро надевать наушники с какой-то вредной музыкой или с другими глупостями. Наоборот, мы должны общаться с Богом. Нужно осознать: «Господи, Ты видишь меня, Ты здесь, Ты меня любишь. Я отдаю Тебе свой грех, отдаю Тебе свой произвол и свою нынешнюю проблему». Человек имеет надобность с кем-то общаться, рассказать о своей боли, о своей проблеме, но часто не найдется никого, кто бы вас выслушал. Все заняты, у них нет времени. Все имеют свои проблемы, так что ни родители не имеют времени на своих детей, ни муж на жену… Каждый сидит в своем Интернете и имеет свой мир, полностью отделенный от реальности. Поэтому в семье каждый живет своей собственной жизнью, отношения между людьми разбиты, ибо утратилась вертикаль коммуникации с Богом.

 

Вспоминаю старую 85-летнюю женщину, хорватку, которая отважно исповедовала свою веру в атеистической среде в одной отдаленной деревне. Ее высмеивали каждый раз, когда она шла в храм, высмеивали ее веру, но она смело шла своей дорогой. Она говорила с Иисусом о своем здоровье, о болезнях, о беспокойстве о спасении людей, которые оставили ее и уже не имели на нее времени. Но она никогда не была одна, она была с Ним. Простая женщина. Однажды она пекла и не могла вытянуть жесть из старой печи. Поэтому сразу обратилась к Господу Иисусу ‒ и ей удалось. А таких простых свидетельств у нее каждый день было много. Наконец, в одну неделю она не пришла в церковь. Я сразу это заметил, потому что в этой деревне на Богослужение ходило всего пять человек. Поэтому после Литургии я приехал к ней домой. Она была больна, лежала. Увидев меня, улыбнулась и сказала, что только что просила Господа Иисуса, чтобы я пришел и не забыл принести ей Святые Тайны. Тогда коротко сказала, что чувствует, что Господь Иисус уже хочет позвать ее к Себе, поэтому так настойчиво просила Его, чтобы я, как священник, еще раз пришел. А когда с радостью приняла Иисуса в Евхаристии, я помолился с ней, и вскоре, менее чем за час после моего ухода, она отдала своего духа Господу Иисусу. Она очень почитала Пресвятую Богородицу, к которой с доверием обращалась. Ее икона был центром в ее бедной хижине, и не только икона. Перед ней она часами молилась и пела набожные песни Господу Иисусу и Его Святой Матери. Так она жила и так умерла, перейдя в вечную славу.

 

Жизнь веры. Величайшим примером для подражания для нас является Богородица. Безусловно, мы должны подражать Господу Иисусу, Он ‒ Путь, Истина и Жизнь. Но кто наилучше научит нас этому умению верно следовать за Ним? Конечно же, Святой Дух. Но Иисус не только послал нам Духа Святого, Он также дал нам Свою Матерь. Нужно помнить, что через Марию и Святого Духа Он сам пришел в этот мир. И снова хочет прийти ‒ и не только прийти, но и жить в нас. А чтобы Иисус жил в нас, а не был только узником или голодным, жаждущим либо нагим, но чтобы действительно был нашим Господом и Богом ‒ такого отношения к Иисусу должна научить нас Иисусова Матерь. Поэтому ежедневно нужно обращаться к Ней с доверием и спрашивать себя: Как бы в этой ситуации на моем месте поступала Дева Мария? Что бы делала Она? Я ‒ ее духовный сын, ее дочь, поэтому должен подражать Ей, смотреть на ее пример, на то, как Она жила с Иисусом, как общалась с Богом ‒ так должен делать и я. Тогда в час смерти не буду жалеть. В книге моей жизни каждый день ‒ как один лист, а если я буду с Марией, он не останется пустым. Он будет полным молитв, простых актов любви, малых жертв, самоотвержений, смирения… А эти сокровища воры у нас не украдут и ржа не истребит. Это вечные сокровища. И мы должны ежедневно собирать их, использовать время, ибо не знаем ни дня, ни часа, когда Бог нас позовет. Поэтому нужно жить по вере!

 

Скачать: Размышление над Словом Жизни Иак. 2,21-22