Русский > Актуальное > Публикация

Рождественское пастырское послание Патриарха Илии - 2020

Дата публікации:   2020-01-06
Автор:   ВВП

 

Рождественское пастырское послание Патриарха Илии - 2020

 

Христос рождается!

Рождественские праздники связаны с христианскими традициями, с радостной колядой и милой атмосферой взаимной любви. Дети уже заранее с нетерпением ждут праздников, сходится семейство. Многие из тех, которые в течение года не посещают богослужения, на Рождество приходят в церковь. Искренние христиане готовятся к Рождеству в течение всего поста Филипповки, имеющего покаянный характер и ведущего к осознанию своих грехов, своей немощи, и к ожиданию Мессии, Спасителя. Самое важное ‒ чтобы на Рождество мы вновь возобновили свое отношение к Богу и снова, верой, приняли Иисуса. Христианское приветствие «Христос рождается! Славите Его!» выражает глубину рождественского таинства. Бог снова приходит к нам и снова рождается там, где найдет искреннее сердце, которое жаждет истины, справедливости и вечного счастья.

 

К традициям Рождества относятся и вертепы. Вы, которые участвуете в них, а при том сами имеете личное отношение к Иисусу, своим свидетельством веры приобретаете милость, чтобы Христос родился и в тех, которые искренне переживут эту рождественскую сценку.

Теперь посмотрим духовным взглядом на Иисусову Матерь: что Она могла переживать перед рождением Иисуса, при рождении и после рождения? Рождение Христа было тесно связано с воплощением Божьего Слова. Это было величайшее чудо во всей Вселенной. Бог из любви к нам решил освободить нас из тьмы греха и человеческой нужды. Поэтому Сын Божий принял на Себя нашу человеческую природу, а на конец и большие страдания, связанные со смертью на кресте. Этим Он довершил наше спасение, заплатил за наши грехи и открыл нам путь к вечному счастью в небе.

 

Богородица через несколько лет после смерти и воскресения своего Сына коротко рассказала евангелисту Луке об обстоятельствах, связанных с этим большим таинством. «Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова». Так коротко записал св. Лука. «Имя же Деве: Мария. И сказал Ей Ангел: „Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; …и Царству Его не будет конца”. Мария же сказала ангелу: „Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Ангел сказал Ей в ответ: „Дух Святой найдет на Тебя… Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария сказала: „Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!”».

Когда Мария произносила эти слова, то полностью осознавала, с чем было связано чрезвычайное зачатие и рождение Младенца ‒ Спасителя. Согласно еврейским законам, незамужнюю женщину, находящуюся в состоянии беременности, ожидала смертная казнь через побиение камнями. Поэтому с каждым последующим днем беременности возрастает тревога, что будет с Ней и с ребенком, поскольку оба находятся под угрозой смертной казни. Незамужних беременных женщин и до сих пор побивают камнями в некоторых исламских странах.

 

Мария была обручена с праведным мужем по имени Иосиф. Когда Иосиф увидел, что Мария ожидает ребенка, то переживал большую внутреннюю боль. Долгое время его мучила мысль, как нечто такое вообще могло произойти. Пречистая Дева, видя его внутренние терзания и бессилие, переживала это еще чувствительнее, чем он. Но Она должна была молчать и ждать, как все решит Бог. В этой ситуации Богородица не могла и не хотела действовать независимо от Бога. Если бы хотела по-человечески объяснить то, что произошло, то это выглядело бы скорее как насмешка и сознательный обман. Иосиф был бы неспособен поверить правде, ибо это был единственный случай во всей истории человечества, когда против естественных законов, без мужчины, произошло зачатие от Святого Духа. И до сих пор это является таинством, которое своим человеческим умом мы полностью не понимаем. Иосиф надумал решить эту ситуацию так, что тайно отпустит Марию. Но это не был выход для Марии и Сына Божия, который должен был родиться. Они оба в дальнейшем сталкивались бы с большими страданиями и постоянным риском смерти.

Здесь мы стоим перед дилеммой: выполняя волю Божию, Мария, с человеческой точки зрения, оказалась в противоречии с Божьим законом. И нас в жизни Бог ставит в подобные ситуации.

 

Конкретным случаем является и вопрос, какое отношение должен иметь католик к нынешнему еретическому папе. Он занимает святой пост, а потому каждый католик должен был бы его слушать. Но сегодня верующий должен знать, что если хочет быть спасенным, то не смеет слушать еретика! Отвергнув единство с еретиком и не подчинившись его еретическому учению, он, с одной стороны, выполняет Божью волю, но с другой стороны ‒ окажется в противоречии с церковными постановлениями и будет преследуемым церковной иерархией. В нашей жизни таких случаев много. Но именно в этом бессилии, которое называем «сораспятие с Христом», обнаружится истинность отношения к Богу. Обнаружится, что является целью человека: или его эго, его гордость и надуманная честь, или же то, чтобы искренне искать и исполнять Божью волю.

Следующим примером этой духовной дилеммы является апостол Павел. Его задача состояла в том, чтобы отстоять суть пути спасения ‒ веру в Иисуса Христа как своего Спасителя. Поэтому он должен был радикально выступить против обрезания, которое, однако, было частью Писания. Люди, которые не имели Духа Божия, через Божий закон начали преследовать этого верного Божьего слугу как раскольника, и пытались его убить!

 

Эта Божья диалектика имеет большое значение. Она выводит нас из законничества и ведет к истинному отношению к Богу. Но это не значит, что мы должны разрушать Божий закон. Наоборот, мы должны выполнить Божий закон, но в Духе, а не только согласно букве. И как раз в этом величайшим примером для нас является Дева Мария. Она была и есть примером для всех святых мужчин и женщин, ведь святость заключается в том, чтобы выбирать Божью волю, а не свою.

Обратим внимание на отречение от своей воли у Авраама. Бог чрезвычайным способом дарит ему сына, а потом ставит его перед испытанием, приказывая принести его в жертву, то есть убить. Авраам послушался. Он верил, что Бог может воскресить даже мертвого Исаака. В этом испытании Авраам не поставил ни свою логику, исходящую из обета, ни свои чувства выше Бога, который ясно объявил ему Свою волю. Бог не хотел смерти Исаака, а смерти «эго» в Аврааме. Исаак остался жив.

И от нас в жизни Бог хочет, чтобы мы прошли этими авраамовыми испытаниями. Например, Бог даст вам чрезвычайную мысль для решения вашей проблемы, но потом допустит, например, посредством вашего мужа или жены, или в силу других обстоятельств, что вы не можете ее реализовать. Если выдержите в вере и преданности, то Бог, против всей логики, решит проблему совершенно иным способом.

 

Другая дилемма ‒ когда, например, набожная женщина должна слушать своего мужа. Некоторые мужья не верят в Бога, высмеивают веру своей жены, и если бы она слушалась его ради „мира в семье”, то сойдет с дороги спасения и закончит хуже, чем ее неверующий муж. Божье слово указывает, что именно из речей мужа ей должно слушать, а что слушать не следует. Что делать? Конкретно, это означает, что в вещах, которые являются естественно добрыми и которых требует муж, она должна его слушать, но в вещах, которые привели бы ее к духовному самоубийству и к предательству Христа, слушать не может. Сюда относится: «Бога надо слушать больше, чем людей» (Деян. 5). Но эту цитату некая жена может извратить так, что вообще не будет слушать, и наоборот ‒ захочет управлять даже набожным мужем во вред себе и ему.

Величайшим примером настоящего послушания, особенно для женщин, является именно Дева Мария. Все христианки должны подражать Ей как своему величайшему примеру. В чем? Дева Мария о себе сказала, что Она не только слуга, но даже раба Господня. Ее рабство заключалось в том, что Она снова и снова отождествляла свою волю с волей Божьей, а свое желание ‒ с Божьим желанием. Такое рабство ‒ это настоящая свобода! Оно освобождает человека от рабства греха, ибо грех желает противоположное тому, что хочет Бог. Но Богородица родилась в ином состоянии души, чем мы. Она полная благодати, кехаритомене (см. Лк. 1), и ради Христовых заслуг была ограждена от первородного греха. Кроме Нее, все люди рождаются в его рабстве. Первородный грех делает центром нашей жизни не Бога, а наше эго. Ради Христовых заслуг Дева Мария была заранее ограждена от духовной инфекции греха.

 

Для нас настоящая свобода заключается в духовном единстве с распятым Христом! В Христову смерть мы были погружены через крещение. Мы должны реализовать таинство крещения, верой входить в Христову смерть, и таким образом в нас действует новая жизнь (см. Рим. 6, ІІ Кор. 4).

Иисус сказал: «Я пришел исполнить не Свою волю, но волю Отца». А в молитве «Отче наш» и мы говорим: «Отче, да будет воля Твоя!». Этим изъявляем желание, чтобы Божья воля реализовалась ежедневно и в нашей жизни. Но поскольку мы предаем, то должны немедленно каяться, признать свой произвол, свою гордость, что поддались обману, а затем дальше идти путем спасения.

 

Евангелия говорит, что перед рождением Иисуса вышел указ от кесаря Августа провести перепись всей Римской империи. Иосиф, опекун Святого Семейства, вместе с Марией идет в Вифлеем, чтобы здесь записаться, потому что был из рода Давида, происходившего из Вифлеема. От Галилеи это было более чем 100 километров. Иосиф ведет осленка, Мария сидит на нем. Они идут по неровным полевым дорогам, с камнями и выбоинами, то поднимаются вверх, то спускаются вниз. Им приходится переносить смену погоды, холодные ночи, они не знают, где будут ночевать, и не имеют никакой горячей пищи. Путешествие заняло около пяти дней. Когда после этого изнурительного путешествия они дошли до Вифлеема и искали теплого места, а, кроме того, условий для рождения ребенка, все перед ними закрывали дверь. Они постоянно слышали одинаковый ответ: «Для вас уже нет места». После долгого путешествия хочется отдохнуть, но нет возможности. Каждому из нас пришла бы упрекающая мысль: «Боже, но ведь я исполняю Твою волю. Почему Ты это на меня допускаешь?!». Во всем Вифлееме не нашлось ни одной хижины, где они могли бы отдохнуть и переночевать после такой долгой и тяжелой дороги. От переутомления люди бывают раздраженными, их охватывает жалость к себе. А именно здесь примером святости в повседневной жизни является для нас Богородица. Она полностью доверяет Богу без малейших требований, принимает участь такого путника, для которого нет даже последнего места. Наконец они оставляют Вифлеем и в темноте бродят за городом, пока не придут в оставленный хлев ‒ приют для животных. Там они нашли пристанище. В такой большой нищете и одиночестве родился Спаситель мира!

 

В Вифлееме после рождения Иисуса пастухам явились ангелы. Их осенила слава Господня и исполнил святой страх. Ангелы возвестили им радостную новость: «Сегодня вам родился Спаситель!». И многочисленное небесное воинство прославляло Бога чрезвычайно красивым пением, повторяя славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир людям доброй воли». Пастухи побежали в Вифлеем, чтобы поклониться новорожденному Спасителю. Там они рассказали об увиденном и услышанном. Мария сохраняла эти слова в своем сердце и размышляла о них. И мы должны хранить в своем сердце истины о нашем спасении, размышлять о них и снова к ним возвращаться и переживать их.

Рождественское приветствие «Христос рождается!» выражает, что Христос снова приходит в наши души, когда мы каемся. Он возрастает в нас, когда мы отрекаемся от своей воли и реализуем Божью волю.

 

Перед нами 2020 год. Не знаем, для кого из нас этот год будет последним в жизни. Но если мы останемся, то нас ждут различные испытания, а именно поэтому нам нужно видеть перед собой Иисусову Матерь. Постараемся проходить через испытания вместе с Ней и с верой благодарить не только за хорошее, но и за страдание, которое причинило нам боль. Ведь Бог может и хочет это все обратить к нашему добру ‒ не только вечному, но и временному.

Богородица является для нас примером послушания веры, чтобы и мы были внутренне зависимыми от Бога.

 

Украине нужны святые мужчины, святые женщины и святые семьи. В них она нуждается гораздо больше, чем в экономическом процветании и материальных удобствах, ведь они часто связаны с тем, что человек предаст Иисуса или потеряет вечную жизнь, а на конец и так потеряет также их. Нам нужно быть мудрыми, нужно считаться с концом. Будем помнить о вечности и о краткости и ненадежности нашей земной жизни. Будем собирать себе сокровища на небе. Каждая молитва, каждое страдание, которое мы внутренне принимаем и соединяем со страданием Иисуса, имеет огромную стоимость для вечности. Это ваша скрытая миссия ‒ среди светского движения найти время на молитву, на взаимное ободрение в вере или на чтение слова Божия. Будьте живым Вифлеемом! Дайте место Иисусу, когда мир нигде не имеет для Него места.

Бог через Отца Патриарха и ваших епископов посылает вам Свое благословение: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Христос рождается!

 

Скачать: Рождественское пастырское послание Патриарха Илии - 2020