Русский > Актуальное > Публикация

Слово Патриарха Илии на праздник Рождества Христова

Дата публікации:   2020-01-06
Автор:   ВВП

 

Слово Патриарха Илии на праздник Рождества Христова

 

Бог создал человека, но из-за его непослушания в мир пришел грех, а через грех ‒ смерть (см. Рим. 5,12). Первородный грех ‒ это яд, разрушающий человеческую природу, или точнее, отравляющий ее. Наша природа не полностью разрушена, но отравлена грехом. Это каждый может увидеть сам по себе, как говорит апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а делаю злое, которого не хочу». Он с болью утверждает: «Уже не я делаю то, но живущий во мне грех». А потом взывает: «Бедный я человек!». Это написано в 7-й главе Послания к Римлянам. То есть это зло находится в нас, хотим этого или нет. Оно затмевает наш ум, парализует нашу волю, чтобы мы не делали того, что является добром, и побуждает нас ко злу. Это программа греха.

 

Поэтому пришел Иисус. Бог стал человеком, чтобы освободить нас из рабства греха. В Евангелии от Луки написано о Его сверхъестественном воплощении. Ангел Господень пришел к Деве Марии, жившей в Назарете, избранной Богом для того, чтобы стать Матерью Спасителя. Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Мария спросила ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». Ангел ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1,30-35).

Святой Иосиф, с которым была обручена Дева Мария ‒ это не отец Иисуса Христа, а только Его охранник, опекун. Евангелист Матфей рассказывает: Когда оказалось, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел тайно отпустить Ее, ибо он был человек праведный и не хотел Ее опорочить и подвергнуть неизбежной смерти, потому что женщина, которая не жила в браке и родила ребенка, согласно Закону должна была быть побита камнями. Такие законы до сих пор существуют у мусульман. В Италии отец-мусульманин побил камнями собственную дочь, потому что она ожидала ребенка от какого-то итальянского студента. Вместе с ее братом они привели ее в сад, где связали и побили камнями. Тогда выкопали яму и похоронили ее. То же ждало и Деву Марию. Стать матерью в таких обстоятельствах, в каких Она находилась, означало рисковать жизнью. Но, несмотря на это, Она сказала ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1,38).

Тогда святой Иосиф решил тайно отпустить Ее. Когда он задумал это, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;  родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». А тогда ясно открыл Иосифу таинство, чтобы он знал, что произошло. За 700 лет до рождения Христа пророк Исаия предсказал: «Се, Дева во чреве приищет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». А в Евангелии далее говорится: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою» (Мф. 1,18-25).

 

Затем он официально выступал перед людьми как отец Иисуса, но Иисус не был его сыном. Он был Сыном Божьим. Святой Иосиф был опекуном маленького Иисуса и Пресвятой Богородицы.

После рождения Иисуса в Вифлееме Иудейском мудрецы с Востока пришли поклониться Ему: «Когда же они отошли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: „Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его”. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет... Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2,13-15).

Святое Семейство жило в Египте около четырех лет. «По смерти же Ирода ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: „Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца”. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2,19).

 

От святого Иосифа можем учиться послушанию. Он знал, что это говорит Бог, потому послушал, встал и пошел. Он не дискутировал: «Но уже темно. Пойду утром, еще посплю... Увидим, что будет завтра...». Если бы он так размышлял в Вифлееме, Иисуса бы убили вместе с другими невинно убитыми младенцами. Но святой Иосиф был послушным ‒ он встал и пошел.

Остановимся на мгновение у слова «встань». Как Бог говорит к нам? Часто Дух Божий или ангел Господень подскажет нам мысль: «Встань и сделай то и то!». Например, наступит момент, который уже никогда не вернется, и от нас зависит, используем ли мы его, или нет. Или: «Убегай! Теперь!». И именно в этот момент нужно бежать, потому что в той ситуации, в которой мы оказались, нет смысла дальше бороться.

 

Далее сказано, что когда Иосиф услышал, что в Иудее после своего отца царит Ирод Архелай, то боялся туда идти. Он знал, что главный убийца, Ирод, уже умер. Ирод был жестоким человеком. Из истории знаем, что он приказал убить несколько членов своей семьи. Архелай был его сыном, поэтому, возможно, имел несколько сходный характер. Поэтому Иосиф опасался его. Теперь он столкнулся с проблемой: что делать? И действовал разумно. Прежде всего, искал Божью волю. Писание говорит, что он сделал так, как ему было приказано во сне: прибыл в галилейские стороны и поселился в городе, названном Назарет.

Итак, Бог послал ангела, который уже в третий раз сказал Иосифу во сне, что он должен делать. Бог говорил к Иосифу через сны. Чрезвычайные ситуации требуют исключительных решений. Бог может использовать и сны, особенно у святых. Но в повседневной жизни сны являются проблематичной сферой, поскольку ими злоупотребляет враг Божий, связывая их с различными предрассудками. Поэтому я бы не советовал полагаться на них.

 

Бог говорит к каждому из нас, но в определенной скрытости, и надо уметь различать, когда Он говорит и как. Он говорит, прежде всего, через Свои заповеди: «Это делай! Того не делай!». Когда их соблюдаем, в нашей жизни действует Святой Дух, Дух Истины. Мы имеем Евангелие. Если живем согласно ему, то оно указывает нам четкое направление. Также можно искать волю Божию через вопрошание Господа. Это библейский способ, но он требует определенных условий, важнейшим из которых является истинное покаяние перед Богом и искренний поиск Божией воли, независимо от своих интересов. Возможно, вы сами уже имеете опыт, что Бог указал вам решение буквально до минуты. Или просто Бог послал Своего ангела, а мы этого даже не осознали. Когда впоследствии составили мозаику всего, что произошло, то вдруг увидели, что это не была случайность, что за решением проблемы была Божья рука. Так Бог действует в жизни каждого из нас. Иногда Он посылает Своего ангела, чтобы промолвил к нам, например, через какого-то человека или через различные ситуации. Но прежде всего Бог говорит через Свое слово. В Пс. 119,105 сказано: «Слово Твое ‒ светильник ноге моей и свет стезе моей». Поэтому нужно знать слово Божие. Через него Бог дает нам Свой свет.

 

Как нам из этого поучиться? Святой Иосиф был охранником Святого Семейства, а также является покровителем Церкви. Такой малой Церковью является каждая семья. Поэтому особенно муж должен быть в своей семье таким охранником, как святой Иосиф. Каждый день он должен осознавать эту задачу и стараться не прослушать Божьего голоса. Муж должен быть послушным Богу и должен оберегать Иисуса в доверенных ему душах.

 

Скачать: Слово Патриарха Илии на праздник Рождества Христова (2020)